Характеристика основных аспектов взаимоотношений третейских и арбитражных судов

Положения нового процессуального законодательства  , корреспондирующие законодательству о третейском суде, более полно и точно регламентируют выполнение государственными судами в РФ функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства. В целях гармонизации практики выполнения таких функций в отношении всех третейских судов в сфере экономики изменены правила о подведомственности заявлений об отмене или приведении в исполнение их решений. Из компетенции судов общей юрисдикции такие дела переданы в компетенцию государственных арбитражных судов. Сокращено количество судебных инстанций, в которые обжалуются определения, выносимые по результатам рассмотрения заявлений об отмене или принудительном исполнении решений третейских судов (международных коммерческих арбитражей): такие определения не подлежат апелляционному обжалованию.

На основании заявления стороны третейского разбирательства могут быть приняты обеспечительные меры арбитражным судом по местонахождению третейского суда, либо по местонахождению или местожительству должника, либо по местонахождению имущества должника. До недавнего времени судебная практика по данному вопросу была противоречивой, а государственные суды оказывали содействие сторонам третейского разбирательства только путем выдачи исполнительных листов по актам третейских судов об обеспечении иска. Практики удовлетворения обращений стороны третейского разбирательства непосредственно в государственный суд об обеспечении иска, рассматриваемого третейским судом, не было. Однако и до нового АПК РФ ст. 9 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» предусматривала возможность обращения стороны арбитражного или третейского разбирательства в суд с просьбой о принятии мер по обеспечению иска. Параллельно с обеспечительными мерами, применяемыми государственными судами (императивный способ), сохраняется возможность использования диспозитивного способа обеспечения исковых требований, применяемого самим третейским судом.

Основаниями для оставления иска без рассмотрения и прекращения производства по делу соответственно являются  : наличие соглашения сторон о рассмотрении данного дела третейским судом либо наличие решения третейского суда по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Значение создания такого института, как третейские суды, состоит в том, что данные суды, осуществляя свою деятельность, освобождают арбитражные суды от незначительных споров. Эти споры усложняют работу арбитражных судов, тем самым из-за огромного количества дел увеличивают сроки рассмотрения споров, порождая волокиту.